Охота «Белого лебедя»

О разных видах вооружения. От дубины до Искандеров.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Охота «Белого лебедя»

#1 Сообщение zagadki-istorii » 03 фев 2016, 11:43

Легкий крейсер «Эмден» - один из самых прославленных кораблей германского флота в Первую мировую войну. Названный за красоту обводов «Белым лебедем Индийского океана» и «Лебедем Востока», он имел повадки матерого хищника. Совершая рейдерские действия в Южном полушарии, «Эмден» за неполных три месяца ухитрился захватить или уничтожить 23 вражеских транспорта, крейсер и миноносец. В числе его жертв оказались и пароход, и военный корабль Российской империи.

Первая жертва



Известие о начале военных действий застало «Эмден» в китайском порту Циндао, где базировалась Восточно-Азиатская крейсерская эскадра германского флота. 31 июля 1914 года крейсер капитана 2-го ранга Карла фон Мюллера вышел в открытый океан и отправился на восток, в Цусимский пролив. 4 августа, около 2 часов ночи, возле острова Цусима впередсмотрящие «Эмдена» сумели разглядеть сквозь сплошную завесу ливня силуэт какого-то большого корабля. Вначале приняв его за русский крейсер «Аскольд», Мюллер приказал дать полный боевой ход и приготовиться к атаке. Вскоре немцы поняли, что они преследуют не военный корабль, а двухтрубное торговое судно. Но удирал пароход с весьма приличной скоростью.

Погоня продолжалась около пяти часов. И лишь после десятого предупредительного выстрела судно вынуждено было остановиться. На его борт поднялась абордажная команда во главе с лейтенантом Густавом фон Лаутербахом.

Осмотрев судно, немцы убедились, что им достался очень ценный приз. Пароход «Рязань», построенный в 1909 году в Данциге, обладал прекрасными ходовыми качествами. Он мог развивать весьма приличную для транспорта скорость в 17 узлов (31,48 километра в час) и вполне годился для военно-морской службы. Поэтому «Рязань» вместе с 80 пассажирами, среди которых было много женщин, отвели в Циндао. Здесь пароход переоборудовали во вспомогательный крейсер и дали ему имя «Корморан II».

Новое «крещение» не пошло на пользу кораблю. «Корморан II» рейдерствовал в Океании всего четыре месяца - с 10 августа по 14 декабря 1914 года. А потом у него кончился уголь, и судно зашло пополнить запасы в порт Апра на американском острове Гуам. И хотя США к тому времени еще не вступили в войну, все же американцы на всякий случай решили интернировать немецкий крейсер. Впрочем, жили немцы вольготно: на своем корабле, свободно перемещались по острову, только в море их не выпускали. Ситуация изменилась, когда 7 апреля 1917 года США наконец-то решили повоевать с Германией. Теперь кораблю грозил захват, а его экипажу - лагерь для военнопленных. Командир «Корморана II» Адальберт Цукешвердт вынужден был отдать приказ о затоплении крейсера. Американцы попытались помешать его выполнению, начали стрельбу, но немцы успели открыть кингстоны. При этом девять человек не смогли выбраться из трюмов. Их тела были подняты американскими водолазами и похоронены с воинскими почестями на военно-морском кладбище Гуама.

Беспечный «Жемчуг»



Однако вернемся к «Эмдену». Он успешно пиратствовал в Индийском океане. 23 захваченных или потопленных транспорта Антанты, дерзкая бомбардировка Мадраса, в результате которой были уничтожены все запасы нефти в этом порту, практически парализованные английские транспортные перевозки - все это заставило союзников открыть охоту за неуловимым корсаром. Участвовал в ней и русский крейсер «Жемчуг». Но ему вскоре пришлось отправиться для ремонта котельной установки в порт Пенанг на одноименном острове (ныне в Малайзии).

Островитяне жили спокойно и размеренно, как будто война, бушующая где-то там, за тридевять земель, их совсем не коснулась. Вирус беспечности заразил и русских моряков. В самом деле, кого бояться? В радиусе тысячи миль, как докладывала разведка, не было ни одного вражеского корабля. На крейсере были погашены все котлы, кроме одного. Его мощности хватало для бытовых нужд, но для боевых действий было недостаточно. А тут еще к командиру корабля капитану 2-го ранга Ивану Черкасову приехала жена, и он сошел на берег. Оставшийся за него старший офицер приказал убрать весь боекомплект в артиллерийские погреба, опасаясь пожаров из-за жаркой погоды, оставив по пять снарядов у бакового и ютового орудий.

А тем временем к Пенангу подходил «Эмден». Чтобы пробраться в гавань, Мюллер пошел на военную хитрость: матросы соорудили из досок и брезента фальшивую четвертую трубу, что сделало корабль похожим на английский крейсер «Ярмут», который находился в этом же районе. Ранним утром 28 октября 1914 года «Эмден», спустив флаг и пользуясь туманом и сонливостью вахтенных, прошел мимо корабля охранения - французского миноносца «Муске». Маскарад удался: французы приняли его за своего и просемафорили «Добро пожаловать!»

На внутреннем рейде немцы увидели большое темное пятно военного корабля и опознали «Жемчуг». На палубе не было ни души, даже вахту не несли, весь экипаж спокойно почивал.

Мюллер не преминул воспользоваться таким подарком фортуны. «Эмден» с расстояния 800 метров выпустил торпеду, попавшую в корму «Жемчуга», а затем обрушил на палубу и борта лавину артиллерийского огня. На корабле началась паника, люди горохом сыпались за борт, в воду. Организовать отпор было некому - Черкасов находился с женой в одной из гостиниц Пенанга.

Все же два орудия, которым было оставлено по пять снарядов, сумели открыть ответный огонь. Вахтенный начальник мичман Сипайло успел сделать из орудия на баке только один выстрел - немецкий снаряд тут же уничтожил пушку и весь расчет. А вот старший артиллерийский офицер лейтенант Рыбалтовский, стрелявший из ютового орудия, попал в немецкий крейсер дважды. Больше он сделать не успел - «Эмден» выпустил вторую торпеду.

Дальнейшее описывает очевидец с «Эмдена»: «Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 метров. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди».

Уничтожив «Жемчуг», «Эмден» устремился к выходу из гавани. На перехват ему ринулся миноносец «Муске». Для французов это было равносильно самоубийству. Но как еще они могли исправить свою невероятную оплошность, приведшую к столь страшным последствиям?!

Все было кончено в считанные минуты: тремя залпами «Эмден» накрыл миноносец, корабль лег бортом на воду и затонул. Немцы собрали из воды всех уцелевших французов и покинули Пенанг.

Роковая ошибка Карла Мюллера


Но этот успех оказался для «Эмдена» последним. У Кокосовых островов Карл фон Мюллер допустил единственную крупную ошибку за все время блистательного рейда, но ставшую роковой.

9 ноября его корабль доставил на остров Дирекция десант, который должен был уничтожить радиостанцию. Десантники выполнили свою задачу, однако австралийский радист успел передать в эфир сигнал SOS и сообщение о неизвестном военном корабле. Оно было принято австралийским крейсером «Мельбурн», и его командир Мортимер Сильвер немедленно отправил к острову скоростной крейсер «Сидней». Хотя радисты «Эмдена» перехватили этот приказ, из-за помех сигнал показался слабым, и они сочли, что австралиец находится от них в 200 милях. На самом же деле «Сидней» был уже вчетверо ближе, и ему оставалось два часа ходу.

Тут уже беспечность проявил Мюллер. Вместо того чтобы выйти в открытый океан, он доверился показаниям своих радистов и решил пополнить запасы угля, для чего вызвал пароход «Бьюреск».

Увидев на горизонте дым, немцы решили, что это к ним спешит угольщик. Когда разглядели четырехтрубный австралийский крейсер, было уже поздно. «Эмден» предпринял отчаянную попытку выйти в открытый океан, но «Сидней» значительно превосходил его в скорости, да и в завязавшейся перестрелке преимущество было за его более мощными орудиями. И хотя немцам метким огнем удалось разбить на «Сиднее» заднюю мачту и разрушить главный артиллерийский дальномер, ответным огнем «Эмден» был буквально расстрелян: прекратили работу электрические элеваторы, подающие снаряды из артиллерийских погребов, прямое попадание разворотило дымовую трубу у фок-мачты, пламя охватило рейдер.

Пылающий крейсер выбросился на отмель у острова Норт-Киллинг. Карл Мюллер и уцелевшие члены команды были взяты в плен и отправлены в лагерь для военнопленных на Мальту. Так окончил свою одиссею самый знаменитый корсар Первой мировой войны.

Михаил ЮРЬЕВ





Вернуться в «История оружия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей