История «Неуловимых мстителей» началось с... любви отечественного партийного руководства к вестернам.
Приключения + патриотизм
Этим теплым чувством к стрелялкам и погоням страдал еще Иосиф Виссарионович Сталин. По слухам, он еще в 1930-е собирался дать задание киношникам снять первый советский боевик. Но так и не собрался - началась война. Потом страну восстанавливали... В 1960-е, когда стало поспокойнее и постабильнее, уже новое руководство страны в лице Никиты Хрущева возжаждало боевиков. Вдруг стало понятно, что с помощью экшена можно воспитывать патриотизм. А тут еще на советском киноэкране в 1962-м показали «Великолепную семерку». Успех этого американского боевика превзошел все ожидания. Так что к середине 1960-х в СССР дозрели и до собственного не просто приключенческого, а приключенческо-патриотического кино.
Основу для сценария нашли сразу. Ею стала вышедшая еще в 1922 году повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята». Книга рассказывала о приключениях трех подростков в годы Гражданской войны. Согласно сюжету книги брат и сестра, Данька и Ксанка, вместе с неким китайцем пробираются к Буденному и одновременно мстят атаману Бурнашу за гибель отца.
Повесть впервые экранизировали еще в 1923 году - фильм был немой.
Китайца из-за сложных отношений с Поднебесной заменили на негра - странствующего акробата, гражданина Америки. Когда готовили сценарий «Неуловимых мстителей», китайца также заменили, опять же из-за натянутых отношений с оплотом коммунизма на Востоке. Негр также не подходил: с США отношения были уже просто хуже некуда. На этот раз на сцену вышел цыган. Рассудили справедливо: в любом случае цыган даже лучше негра или китайца. Цыгане в состоянии исполнять национальную музыку, а также танцевать. Появление цыгана расцветит и оживит картину. Подростков, решили, будет четверо: они должны олицетворять собой пестрое советское общество. Данька и Ксанка - простой народ, цыган - национальные меньшинства. Четвертый должен был символизировать народную интеллигенцию. Им стал гимназист Валерка Мещеряков.
Режиссером картины должен был стать Александр Митта. Но он сразу отказался от этой работы в пользу фильма «Звонят, откройте дверь». Сценаристом назначили Николая Эрдмана. Но автор сценариев к фильмам «Рассказы о Ленине» и «Морозко» не справился с задачей: вестерн оказался ему не по плечу.
Тогда все переменили: режиссером назначили тридцатилетнего Эдмонда Кеосаяна. Ему самому вместе с Сергеем Ермолинским пришлось засесть за сценарий. И у них получилось!
Кеосаяна руководство «Мосфильма» подметило, когда он в 1965 году снял колхозную мелодраму «Стряпуха». В этой картине снялись будущие звезды Светлана Светличная и Владимир Высоцкий.
Сложный кастинг
Проблемы не возникло с Данькой: Виктор Косых, сын работника «Мосфильма», отлично подошел на роль Даньки. Он в 1964-м успешно исполнил роль Кости Иночкина в замечательной советской комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
Михаил Метелкин, которого утвердили на роль Валерки, также возник практически сразу: его знал Виктор Косых. Кроме того, Мещеряков до «Неуловимых» снялся в картине «Мимо окон идут поезда».
Валю Курдюкову не сразу смогли найти, так сказать, из-за того, что изначально режиссер не вполне корректно поставил перед собой задачу. Искали красивую ловкую девушку, способную выполнять трюки. Федор Добронравов, оператор картины, вспоминал: «Красивых ярких девочек в московских школах было полно. Но нам нужно было найти ту, которая действительно может остановить за крыло самолет».
Валя Курдюкова женственностью не отличалась. Зато она внешне несколько походила на Витю Косых, своего «брата». Была физически вынослива, спортивна и - главное - больше походила на мальчика, чем на девочку. В ней и изюминка какая-то чувствовалась...
Поиски цыгана чуть не свели с ума съемочную группу. Как оказалось, Россия богата поющими и танцующими цыганскими подростками. Но этому кочующему народу сравнительно недавно дали указание жить оседло. Существовали же они все равно в основном таборами. К каждому юному исполнителю национальных песен и плясок «прилагался» табор, готовый в любую минуту выехать за ним на съемки. С табором Кеосаян связываться определенно не желал. В итоге дали объявление в газету. Васю Васильева из Владимирской области выбрали из восьми тысяч кандидатов!
Картина изначально называлась «Новые приключения красных дьяволят». Но именно собравшаяся, наконец, «великолепная четверка» придумала название «Неуловимые мстители».
Борис Сичкин, исполнивший роль Бубы Касторского, много шутил на съемочной площадке. В итоге его юмор вошел в фильм, несколько изменив сценарий и расширив роль артиста Касторского.
Вообще, решили: в «Неуловимых мстителях» должно быть много юмора. Для «юмора» ввели в картину Савелия Крамарова, одна внешность которого повергала зал в хохот.
Косых, Метелкина, Курдюкову и Васильева тренировали перед началом съемок. Компьютерных эффектов не существовало и в помине - многие трюки актерам требовалось делать самим. Молодые люди тренировались с огромным удовольствием. На съемках их смелость поражала режиссера, ведь «профессиональной» спортсменкой была лишь Курдюкова.
Чудом остались живы
Во время съемок происходили и страшноватые истории. Виктор Косых вспоминает: «В сцене, когда Данька останавливает бешено мчавшихся лошадей, я неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте...»
Страшно боялись съемок эпизода с проездом поезда по горящему мосту. Потом говорили: без жертв обошлось каким-то чудом.
Косых рассказывал о том, как снимали погоню Даньки за Лютым: «Эпизод надо было снять очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли!.. Прыгает Лютый - все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла... Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже
обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я... ему на плечи. Хорошо, что Лютый (актер Владимир Трещалов) обладал богатым чувством юмора. С криком „И-го-го!" он проскакал со мной на плечах своеобразный „круг почета"...
Однако эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не слышали нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал. Он обратился к собравшимся ребятишкам, чтобы они громко закричали и тем самым заглушили наш топот. Один раз лошадей обмануть удалось. Стали снимать дубль - лошади пугались уже крика. Схитрили по-другому: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли...»
Фильм вышел в 1967 году и вызвал восторг публики.
Две его следующие части пользовались меньшим успехом. Трилогия о «Неуловимых» стала главным событием в творчестве Кеосаяна.
Из четырех исполнителей главных ролей киноактерскую стезю выбрал для себя лишь Косых. Но роль Даньки все равно осталась лучшей в его творчестве.
Васильев одно время служил в театре «Ромэн». Потом собрал собственный ансамбль.
Курдюкова и Метелкин практически сразу отказались от актерства.
Мария КОНЮКОВА
В бой под «Семь сорок»
В течение первого года демонстрации «Неуловимых мстителей» посмотрели 50 миллионов граждан СССР. Динамичный сюжет, пальба и погони приводили зрителей в экстаз. Важное место в фильме занимала и музыка. Ее сочинил композитор Борис Мокроусов. Помимо запоминающихся и оригинальных мелодий, там звучит и еврейская народная песня «Семь сорок» в инструментальной обработке.
В течение первого года демонстрации «Неуловимых мстителей» посмотрели 50 миллионов граждан СССР. Динамичный сюжет, пальба и погони приводили зрителей в экстаз. Важное место в фильме занимала и музыка. Ее сочинил композитор Борис Мокроусов. Помимо запоминающихся и оригинальных мелодий, там звучит и еврейская народная песня «Семь сорок» в инструментальной обработке.