Хромающая биография
Описывая события X-XI веков, картина в основном следует Повести временных лет. Порой персонажи фильма даже дословно ее цитируют. Так что, если принять за рабочую гипотезу достоверность этого документа, двухсерийная драма вышла в целом исторически корректной.
Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Рассматривая совместное детище «Мосфильма» и Студии имени А. Довженко более пристально, мы без труда найдем в нем множество мелких хронологических нестыковок и откровенных ляпов.
Для начала: экранный Ярослав (Юрий Муравицкий) не очень-то похож на реального князя. Тот был хром и не пригож собой. Пластическая реконструкция лица правителя по его черепу, предпринятая Михаилом Герасимовым в 1939 году, рисует портрет человека с вислым горбатым носом и высокими скулами. Исполняющий же роль артист имеет облик типичного славянина: прямой нос, широкое лицо с мягкими чертами. И он совершенно не хромает. Хотя в прологе фильма нам показывают Ярослава в отрочестве: будущего киевского князя, с рождения «слабого ногами», возят на деревянном кресле с колесиками.
Также мы видим, что, сидя на престоле в Новгороде, молодой, но уже мудрый Ярослав носит аккуратную бородку. На самом деле, как свидетельствует найденная в Новгороде свинцовая печать с изображением князя, тогда он бороды не имел, зато обладал грозно торчавшими в стороны «кавалерийскими» усами - примерно как у маршала Буденного.
Еще одно замечание касается даты рождения Ярослава. Согласно хроникам, он появился на свет в 978 году, и режиссер исходит именно из этого. Но сейчас ученые все больше склоняются к тому, что услужливые летописцы намеренно прибавили князю годков, дабы сделать его старше брата Святополка и тем самым - задним числом - упрочить его притязания на киевский престол в глазах потомков. Скорее всего, Ярослав Мудрый родился между 983 и 986 годами.
Нежданная Неждана
Однако на экране мы видим Никона уже старым, в то время как Ярослав еще подросток. Но настоящий Никон скончался в 1088 году - на 34 года позже, чем князь. Таким образом, у нас возникает персонаж, проживший лет этак 150, что, разумеется, вряд ли возможно.
Возникают вопросы и по поводу первой жены князя - Анны. О ней в фильме нет никакого упоминания - почему-то Ярослав у Кохана заводит отношения с придуманной сценаристами простолюдинкой Любавой (Татьяна Кондырева). И та рожает ему столь же вымышленную дочь Неждану (Ольга Белявская).
Далее наш герой женится на знатной варяжке Ингигерде (Людмила Смородина). Это происходите 1019 году. После чего умирает отец Ярослава - Владимир Святославич (Петр Вельяминов). Проблема в том, что в реальности Креститель Руси преставился гораздо раньше - в 1015 году.
Не соответствует действительности и сцена умерщвления князя Бориса Ростовского (Олег Драч) посланниками Святополка Окаянного (Николай Бабенко). В фильме убийство происходит средь бела дня, и злодеи пускают в ход мечи. Летописи же говорят, что посланцы Святополка дождались, пока Борис со своими людьми отойдут ко сну, и покололи их копьями.
Странная ловушка
Сев на престол в Киеве, наш герой по сюжету ленты теряет первую дочь от Ингигерды. Но, позвольте, историкам неизвестно о такой умершей княжне. Первенцем князя в этом браке был сын Владимир, который благополучно прожил 32 года.
Потом нам показывают весьма странно изложенную историю противостояния Ярослава с братом Мстиславом (Константин Степанков). Мол, князья помирились, не подравшись, после того как первый воззвал к родственным чувствам и прочел второму лекцию о единстве Руси.
В действительности Мстислав сперва нанес брату поражение, из-за чего Ярославу пришлось временно бежать в Новгород. А потом, в 1024 году, Мстислав выбил себе широкую автономию, став властителем всего левобережья Днепра. Так что Ярослав добился подлинного единоначалия только после гибели брата на охоте в 1036 году. Киевский князь забрал земли Мстислава, поскольку тот не оставил наследника.
Чудная история вышла с новгородским посадником Коснятиным (Борис Ставицкий), сыном Добрыни. Реальный Ярослав уже через год после назначения подверг Коснятина опале и сослал сперва в Ростов, а потом в Муром, где тот и был убит в 1022 году. Экранный же Коснятин задержался в посадниках до того момента, когда в Новгород приехал княжить Владимир Ярославич. А это минимум 1030-й.
Наконец, неправдоподобно преподнесена победа князя Киевского над печенегами в 1036 году. Авторы ленты утверждают: кочевников заманил в ловушку воевода Твердислав (Леонид Филатов), прикинувшийся предателем. Ничего подобного! Печенеги осадили Киев, пока его правитель был в Новгороде. Князю пришлось спешно идти к столице с войском новгородцев, киевлян и варягов и давать битву в поле, а не ждать врага в засаде.
Штраф вместо виры
Помимо больших огрехов, в фильме предостаточно малых и не слишком очевидных. К примеру, Ярослав совершает крестное знамение тремя перстами, хотя должен - двумя.
В сценах застолий мы видим, как часть пирующих пьет из тонкостенных стаканов с плоским донышком. А ведь в ту эпоху стеклодувы не умели делать подобные вещи. Стекло было довольно толстое, емкость имела донышко неудобной конической или полукруглой формы. Чтобы нормально поставить на стол такой кубок, использовали подставки из других материалов.
Хорошо заметно, что кони в кадре скачут в современной сбруе. И у них обычные подковы характерной формы, а ведь в Киевской Руси подковы походили на металлические лепестки. И крепили их к копытам тягловых, а не верховых лошадей. А когда дружинники скачут со стягом своего правителя, то это что-то типа вымпела, раздвоенного на конце. Но русские князья разъезжали с трапециевидными флагами, чей «дизайн» напоминал флаги викингов.
Ярослав со своим окружением постоянно употребляет слова, характерные для более поздних эпох. Так, за убийство князь присуждает штраф, хотя это понятие войдет в российский лексикон лишь при Петре I. Речь в данном случае должна идти о так называемой вире. И очень сомнительно, чтобы Мудрый вел разговор со сподвижниками о короле шведском. Рюрикович, постоянно общавшийся с варягами, наверняка назвал бы своего тестя Олафа «конунгом свейским».
Но любые огрехи меркнут перед тем удручающим фактом, что «Ярослав Мудрый» - просто среднее кино. С одной стороны, оно слишком плакатное, на каждом шагу подчиняющее интерпретацию исторических фактов господствовавшей в СССР идеологии. А с другой - крайне фрагментарное, выбирающее для показа отдельные куски биографии великого князя, которые не дают по-настоящему полного представления о его жизни и свершениях.
Александр ЧЕКУЛАЕВ