Твердыня линии Мажино

История мест, замков, крепостей, монастырей и пр...
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Твердыня линии Мажино

#1 Сообщение zagadki-istorii » 07 май 2019, 21:06

В преддверии Второй мировой войны Европу охватила фортификационная лихорадка: по всей Европе строились укрепленные линии, на которые возлагали надежду отгородиться от неминуемо приближавшейся новой войны.

Самая известная укрепленная линия предвоенного периода была построена во Франции и получила название «линия Мажино». Линии Мажино не суждено было защитить Францию от немецкого вторжения. Однако отдельные укрепленные группы этой линии приняли участие в боях. Наиболее известна трагическая судьба гарнизона группы «Ла-Ферте».

Щит Франции

В предвоенные годы линия Мажино представлялась чудом фортификационной мысли и послужила образцом для подражания во многих странах мира. Французская пресса убеждала своих сограждан, что за линией Мажино можно жить в полной безопасности, «как за каменной стеной». Это было опасное заблуждение.

Основные укрепления линии Мажино были построены на границе с Германией и Италией, менее мощные возвели на границе с Бельгией. Основу обороны линии Мажино составляли укрепленные группы, коммуникации которых были устроены под землей, а над землей частично выступали только боевые блоки. Между группами располагались так называемые промежуточные казематы. Укрепленные группы делились на две категории: большие группы и малые группы. Главное отличие заключалось не в размерах, а в вооружении: большие группы имели на вооружении артиллерию, а малые - только легкое пехотное оружие.

Группа «Ла-Ферте» (La Ferte) состояла всего из двух блоков, соединенных подземной галереей. Входы были устроены в каждом казематном блоке, отдельный входной блок отсутствовал. Основным вооружением группы была бронебашня со смешанным вооружением, которая располагалась в блоке 2. Для защиты ближних подступов каждый блок имел наблюдательно-пулеметные колпаки GFM и амбразуры у входов. Гарнизон группы состоял из 107 человек (3 офицера, 9 сержантов и 95 солдат).

Снарядов не жалели

Линия "Мажино"
Пройдя через считавшиеся непроходимыми Арденны, немцы появились на франко-бельгийской границе. И малая укрепленная группа «Ла-Ферте» стала их первой жертвой.

15 мая 1940 года немцы появились у группы «Ла-Ферте». Пулеметы бронебашни открыли огонь. Их поддержал огнем из 75-миллиметрового орудия соседний каземат «Вилли Западный». В тот день орудие каземата выпустило 800 снарядов из имевшихся 1500 выстрелов (несмотря на существовавший приказ использовать не более 200 выстрелов в день). На следующий день каземат продолжил вести огонь по противнику, и немцы, понеся потери, решили вынудить его замолчать. Они установили пулемет напротив орудийной амбразуры и открыли огонь. Амбразура каземата была открытого типа, и защитой расчету служил только орудийный щит. Но пули рикошетили от щита и проникали внутрь каземата.

17 мая, получив неверную информацию о захвате немцами деревни Вилли, гарнизоны казематов «Вилли Западный» и «Вилли Восточный» оставили позиции. Только 18 мая, после упорных боев, понеся значительные потери, немцам удалось захватить укрепленную деревню Вилли и близлежащие высоты. Потеря деревни Вилли и соседних казематов поставила группу «Ла-Ферте» в очень опасное положение: позиция оказалась окружена немцами с трех сторон и могла быть атакована с неожиданно.

Обстрел группы «Ла-Ферте» немцы начали 17 мая. Огонь вели из 210-миллиметровых мортир, 150-миллиметровых и 105-миллиметровых гаубиц. За два дня - 17 и 18 мая - по группе было выпущено около 4000 снарядов. Взрывы крупнокалиберных снарядов уничтожали колючую проволоку и противотанковые заграждения, устроенные на подступах к позиции. Снаряды ложились так плотно, что воронки от них образовали траншею, получившую название немецкой. Эта траншея после небольшой доработки лопатами использовалась немецкими саперами для безопасного доступа к укреплениям группы.

Особенно сильный огонь немцы открыли вечером 18 мая. За 40 минут, с 17:30 до 18:10, немцы послали по группе более 800 крупнокалиберных снарядов. В 18:10 немцы установили 88-миллиметровые зенитные пушки в 1900 метрах от группы «Ла-Ферте», в деревне Фроми, и открыли огонь прямой наводкой по бронеколпаку GFM блока 2. 88-миллиметровые зенитные пушки, оказавшиеся очень эффективным оружием против бетонной фортификации, стреляли с максимальной скорострельностью: 20 выстрелов в минуту. Снаряды 88-миллиметровых пушек проникали глубоко в сталь бронеколпака, вызывая страшные сотрясения, либо рикошетили с ужасающим звуком и вспышками пламени. Один из выстрелов попал точно в амбразуру бронеколпака, проник внутрь, убил трех находившихся в колпаке солдат и полностью вывел оборудование колпака из строя. Огонь крупнокалиберной артиллерии и 88-миллиметровых зенитных пушек вынудил французов покинуть боевые позиции и спуститься внутрь блоков. Но даже здесь блоки так трясло от разрывов снарядов, что люди вынуждены были держаться за кабели, чтобы не упасть.

Видимо, тогда же вышла из строя и бронебашня: ее заклинило в поднятом положении, и она больше не могла вращаться. Причина этого до конца не ясна. Возможны две причины: либо она была повреждена взрывом снаряда, либо это стало технической неисправностью (еще 2 мая, за 16 дней до описываемых событий, была зафиксирована такая же неисправность башни). Как бы то ни было, главное оружие группы оказалось выведено из строя, причем как раз тогда, когда немецкие саперы готовились к штурму.

«Ваша миссия неизменна...»

Перед выдвижением саперов немцы открыли огонь из 100-миллиметровых пушек снарядами, создающими дымовую завесу. Это должно было затруднить обнаружение противника защитниками группы. Но на тот момент они находились внизу блоков. Используя «немецкую траншею», саперы быстро достигли поверхности блока 2. Отсюда они подали сигнал белой звездой прекратить огонь артиллерии. Не успели защитники занять боевые позиции, как немецкие саперы подорвали взрывчаткой амбразуру еще неповрежденного бронеколпака и правую амбразуру бронебашни. В образовавшиеся открытые амбразуры саперы забросали ручные гранаты и еще несколько килограммов взрывчатки. Это был конец блока 2 как боевой позиции.

В 21:00 18 мая немцы перенесли огонь на блок 1. Под прикрытием артобстрела немцы осуществили попытку проникнуть в блок 2 через нишу бронебашни. Для этого с боку башни было заложено 40 килограммов взрывчатки. Страшный взрыв сорвал бронекрышу башни и поднял ее на метр вверх, но затем она упала на то же место. Проникнуть внутрь немцам не удалось. И сегодня сорванную крышу башни можно видеть в том же положении.

В 23:00 немцы начали штурм блока 1. Точно таким же образом, как и в случае с блоком 2, они взорвали одну за другой амбразуры бронеколпаков, к 1:00 19 мая выведя из строя все позиции наверху блока 1. Более того, заброшенная немцами внутрь колпака взрывчатка вызвала детонацию боеприпасов и пожар. После этого немцы установили пулемет напротив входа в блок 1, ожидая вылазки защитников. Но ее так и не последовало. Трагедия разыгрывалась под землей.

Вечером 18 мая французская армия начала контрнаступление, которое провалилось. Последствия этого контрнаступления были гибельными и для гарнизона группы «Ла-Ферте». Французская артиллерия в секторе была переключена на поддержку контрнаступления. Поддерживать огнем поверхность группы «Ла-Ферте» получила приказ только башня артиллерийской группы «Ле-Шенуа». Чтобы предотвратить проникновение саперов на поверхность боевых блоков «Ла-Ферте», «Ле-Шенуа» отдали приказ стрелять шрапнелью. Но имевшиеся шрапнельные снаряды имели максимальную дальность выстрела 5000 метров, а расстояние между группами достигало 7500 метров. Поэтому реальной поддержки «Ла-Ферте» артиллерийская башня «Ле-Шенуа» не оказала. У немцев оказались развязаны руки.

Похоже, защитники группы «Ла-Ферте» так и не поняли, что немецкие саперы свободно оперируют на поверхности их боевых блоков. Как следует из телефонного разговора коменданта группы «Ла-Ферте», лейтенанта Буржиньона, с вышестоящим командованием, гарнизон считал, что немцы обстреливают позиции какими-то специальными снарядами, которые пробивают 300-миллиметровую сталь бронеколпаков.

Вследствие усилившихся пожаров находиться на верхнем уровне боевых блоков вскоре стало невозможно, и гарнизон покинул сначала блок 2, а затем и блок 1, спустившись в подземную галерею. Бороться с огнем, видимо, было невозможно вследствие того, что немцы забрасывали все новые и новые порции взрывчатки внутрь боевых блоков. Покидая блок 1, защитники закрыли газонепроницаемые двери, ведущие в потерну. А вот блок 2 был покинут в панике, и обе газонепроницаемые двери остались открытыми. Здесь, в потерне, врач группы оказывал первую помощь раненым, а повар разносил кофе. Офицерам удалось вернуть солдатам дисциплину и спокойствие. Ожидая попытки проникновения немцев внутрь, комендант направил несколько солдат-добровольцев занять позиции у ручных пулеметов, прикрывавших входы. Оттуда они не вернулись и позднее были найдены у своих боевых позиций.

Лейтенант Буржиньон несколько раз по телефону запрашивал разрешение эвакуировать гарнизон, но неизменно получал от вышестоящего командования отказ: «Ваша миссия неизменна...»

Газ, взрывы, смерть...

Ранним утром 19 мая в потерне начал разыгрываться последний этап трагедии. Взрыв боеприпасов в блоке 1 разрушил газонепроницаемые двери, ведущие в подземную галерею. Из обоих блоков в потерну стали поступать ядовитые газы от горения, худшим из которых был угарный. Защитники надели противогазы, но противогаз помогал от угарного газа недолго. В 5:39 утра 19 мая группа «Ла-Ферте» в последний раз вышла на связь. На том конце провода адъютант слабым голосом сообщил: «Никаких изменений в ситуации... Шесть часов, как мы носим противогазы... Тяжелый черный дым заполнил галерею... Люди вынуждены держаться за кабели, чтобы не упасть на землю от взрывов... Больше нет света, и ситуация пугающая... Лейтенант рядом со мной... Мы попытаемся взобраться в блок 2...»

Между 5:30 и 6:00 утра 19 мая немцы взорвали решетку и бронированную дверь на входе в блок 2, но проникнуть дальше не смогли из-за ядовитого дыма внутри. Из немецких отчетов также известно, что из одного из бронеколпаков блока 1 вели огонь из ручного пулемета, и немцы ликвидировали бронеколпак 25 килограммами взрывчатки только после полудня 19 мая. Видимо, это был последний остававшийся к тому времени в живых защитник «Ла-Ферте».

В ночь с 20 на 21 мая немцы взорвали решетку и бронированную дверь на входе в блок 1, но, как и в случае с блоком 2, зайти внутрь они тогда не смогли.

Только 23 мая немцам удалось проникнуть внутрь укрепленной группы. Они обнаружили, что интерьер был полностью уничтожен огнем и взрывными волнами. Были разрушены даже некоторые железобетонные перегородки.

Для французского командования судьба гарнизона укрепленной группы оставалась неясной вплоть до 25 мая. Два французских разведчика только с третьей попытки, в ночь с 24 на 25 мая, смогли проникнуть в блок 1 «Ла-Ферте». За амбразурой защиты входа они обнаружили тело защитника в противогазе и за ручным пулеметом. Ниже по лестнице они наткнулись еще на три тела защитников. Тела защитников в этом месте свидетельствуют, что гарнизон до последнего пытался оборонять входы. Проникнуть на нижний уровень разведчикам не удалось, так как проход был перегорожен обломками газонепроницаемой двери.

Тела большинства защитников (около ста) были обнаружены немцами 2 июня 1940 года в подземной галерее длиной 75 метров. Все они погибли от отравления газами. Лейтенант Буржиньон был найден в своей комнате в блоке 1. Он поднялся туда, закрыл дверь изнутри на ключ, сел за стол, снял противогаз, сложил руки и встретил свою смерть. Все 107 человек гарнизона «Ла-Ферте» погибли.

Александр ФЕДОРОВ





Вернуться в «История мест»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей