Режиссер Александр Митта, который к 1979 году снял такие успешные картины, как «Звонят, откройте дверь» (1965), «Гори, гори, моя звезда» (1969) и несколько других, давно мечтал снять фильм-катастрофу. Тем более что в 1977 году вышел первый эпизод «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
«Инженерный проект»
Конечно, такая кинотехника, как у американцев, советским кинематографистам и не снилась. «Экипаж» снимали дедовским способом: к примеру, в сцене с отвалившимся хвостом самолета фигурировал макет, который смастерили авиамоделисты.
Режиссер вспоминает: «Я всегда мечтал снять зрелищное кино с множеством спецэффектов. Хотелось настоящий "инженерный проект" соорудить: я же в прошлом архитектор. Сказано - сделано: решили остановиться на популярном в то время за рубежом сюжете - авиакатастрофе. Такое в СССР совсем не показывали».
Учли и вышедший на экраны в 1970 году фильм-катастрофу «Аэропорт», снятый по одноименному бестселлеру канадского писателя Артура Хейли.
После того как «катастрофический» сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида утвердили, начался кастинг, который оказался очень непростым. Актеры словно «отваливались» один за другим.
Сначала отказалась от съемок Елена Проклова, из которой Митта «вырастил» актрису (она еще ребенком снималась в его картине «Звонят, откройте дверь»). Проклова была очень занята во МХАТе.
Недоучившаяся студентка
- Я поехал в театральное училище просить разрешения на участие Саши в съемках, приготовившись к самому худшему. В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино.
А тут ректор меня огорошил: «Вы по поводу Иванес? Снимайте!» - «Как же так?» - удивился я. «Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, - объяснил он. - И вам не советую с ней связываться. Попомните мое слово, хлебнете вы с ней лиха!» Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы ее из съемочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъемки не было денег, а от одной мысли, что снова придется искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей. Например, попросили ее заехать на студийной машине за Анатолием Васильевым. «Обязательно», - пообещала она. Но в Домодедово приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съемки были сорваны. Последний скандал случился уже во время монтажа. Месяца за два до этого «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять фамилию на Яковлеву, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были готовы. После ее очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку.
Эротическую сцену снимали ночью. На «Мосфильме» построили декорацию под названием «Квартира бортинженера Скворцова». Когда пленку отправили на проявку, добропорядочные дамы из лаборатории возопили: «Митта устраивает по ночам оргии!» Хотя какие там оргии? Леонид Филатов, в жизни человек скромный и отнюдь не бабник, совершенно не мог сниматься обнаженным. Во время съемок он был в джинсах, на которые накинули одеяло. Зато Александра Яковлева лихо сбросила одежду перед камерой. Ее раскованность и вообще, мягко говоря, своеобразный характер шокировали съемочную группу. Тут надо понимать: секса в СССР тогда, ясное дело, еще не было. В своей эпатажности актриса явно опередила время. Но именно роль в «Экипаже» принесла артистке славу. Она стала просто нарасхват: и зрители, и режиссеры воспринимали ее как звезду голливудского формата. Впрочем, критики постоянно хулили ее за плохую игру и скованность движений. В 1993 году Александра Евгеньевна перестала сниматься. Она стала чиновницей от культуры в своем родном городе Калининграде.
Звезда Филатова
Вообще-то, роль бортинженера Скворцова должен был исполнить Олег Даль. Митте казалось, что он вполне подходит на роль ловеласа: в жизни мало кто мог устоять перед обаянием Олега Ивановича. Но Даль не порадовал режиссера - уже начав работать, вскоре заявил постановщику: «Режиссер классный, сценарий хороший, но я впервые в жизни не могу сниматься. Я болен». Митта только плечами пожал: конечно, не секрет, что Даль - алкоголик. Но в то время он был, как говорится, в завязке. Видимо, великий актер предчувствовал близкую смерть, понимая: из тисков болезни ему не вырваться. В 1981 году он скончался в Киеве во время творческой командировки: ему было 39 лет...
Так что пришлось искать другого актера на эту роль, и Митта нашел исполнителя: Леонид Филатов, не самый известный артист Театра на Таганке, после «Экипажа» стал звездой кино первой величины.
Роль второго пилота «поручили» Николаю Караченцову. Замечательный актер и человек с легким характером, он и в кино и в театре был нарасхват. В то время он, как обычно, был завален работой. И заявил: сниматься сможет один день в неделю. Это Митту никак не устраивало. И на роль робкого Валентина Ненарокова он пригласил менее востребованного Анатолия Васильева. Тот с работой справился блестяще: сыграл человека в сложной семейной ситуации, наверное, лучше, чем это сделал бы жестковатый и заводной Караченцов.
Роль командира экипажа отдали Алексею Петренко. Но он никак не чувствовал себя пилотом и от съемок отказался.
Бессмертный пилот
Командира экипажа сыграл Георгий Жженов. В изначальном варианте сценария герой Жженова лежит в больнице, и ему чудится: друзья его вдруг просят перегнать самолет: летчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята - совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берет штурвал - и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница, и его дочка говорит: «Папа умер».
Против такого варианта сценария взбунтовались спонсоры - представители «Аэрофлота». Министр авиации «подговорил» главу отечественного кино, и они вызвали Митту «на ковер». И заявили, что их категорически не устраивает минорный финал. Режиссер возмутился: - Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрете! - воскликнул постановщик Митта, указывая на министра. Но, поняв, что именно ляпнул, добавил: - И я умру.
Аргумент железный, но он не убедил высокопоставленных чиновников. Сценарий переписали. Согласно новой версии, герой Жженова почувствовал себя лучше. Однако в финале фильма сообщают, что на борту самолета пассажиров приветствует другой командир корабля.
Лишний взрыв
Митта стремился к максимальной точности: нашли списанный самолет, который с разрешения руководства «Аэрофлота» разрешили взорвать. Ради этого кинематографистам выделили шесть тонн горючего. И самолет взорвали. Правда, сделали это до того, как режиссер дал команду: «Мотор!» И взрыв в кадр не попал. Пришлось взрывать макет воздушного судна.
Но, как говорится, через тернии - к звездам. «Экипаж» заслуженно вошел в золотой фонд советского кино.
Мария КОНЮКОВА
Из-за придирок худсовета и различных киноначальников в прокатную версию фильма «Экипаж» вошло не более 20% съемочного материала, посвященного сценам, так сказать, интимно-постельным. Но даже эта малость мгновенно создала картине славу «первой эротической».