Лев Троцкий с полным основанием претендовал на роль преемника Ленина. Однако к 1924 году на политической сцене России появился другой претендент на лидерство - Иосиф Сталин. В борьбе с ним Троцкий был сокрушен и в 1929 году изгнан из СССР. Сменив ряд городов и стран, Лев Давидович наконец обосновался в Мексике, откуда продолжал политическую дуэль со своим старым соперником Сталиным.
Игра на опережение
Прекрасно зная жестокий и мстительный нрав Сталина, Троцкий превратил свой дом в мексиканском Койоакане в настоящую крепость с целым гарнизоном охраны. Творец нового учения успешно использовал и известный прием с введением «двойника». Для подмены подыскали мексиканского крестьянина, внешне похожего на Троцкого, отрастили ему бородку и усы, волосы покрасили, приодели, и когда Троцкий работал в кабинете, двойник гулял по саду за домом, а иногда выходил за ворота виллы. Выглядел он настолько похожим на Льва Давидовича, что даже охрана порой их путала. Иной раз делали наоборот - Троцкий гулял по саду, а двойник сидел в его кабинете за столом. Благодаря принятым мерам Троцкий благополучно пережил несколько покушений.
Но месть Сталина не знала границ. Один за другим уничтожались члены семьи Троцкого. Никто из его четверых детей не дожил и до 35 лет, в 1938 году была казнена первая жена и идейная соратница Александра Соколовская. Но сам Троцкий продолжал борьбу, идеи троцкизма находили все больше адептов по всему миру. Простить это в Кремле не могли.
Ликвидацию своего главного врага Сталин поручил известному специалисту по мокрым делам, генералу НКВД Науму Эйтингону. На подготовку убийства ушло 2 года и было затрачено порядка 5 миллионов долларов.
Сталин был зациклен на убийствах топором еще с тех времен, когда Камо, по одной из версий, по его просьбе зарубил топором ненавистного Сталину отца-пьяницу Виссариона. К тому же Сталин считал себя духовным наследником Ивана Грозного и Петра Великого, рубивших топорами головы своих врагов. В Мексике топор был заменен небольшим альпинистским ледорубом, который было проще укрыть под одеждой убийцы.
Еще со времен Гражданской войны в Испании у Эйтингона была любовница, испанка Каридад Меркадер. Теперь ее сына Рамона генерал выбрал на роль исполнителя сталинского приговора. Сам он в августе 1940 года прибыл в Мексику для личного руководства покушением.
Проникнув в дом Троцкого под видом одного из его сторонников, Рамон выполнил свою миссию - нанес страшный удар ледорубом по голове сидящего за столом хозяина дома. Так, по общепринятой версии, закончилась жизнь Льва Троцкого. Но существует и иная версия, согласно которой Троцкому несказанно повезло: он не только выжил, но и сумел сделать замечательную карьеру, уже вне партии. Как же это ему удалось?
Соратники спешат на помощь
20 августа 1940 года Троцкому сообщили, что на него готовится очередное покушение. Лев Давидович переоделся в простую рубаху, надел шляпу-сомбреро и под видом садовника вышел из дома. На соседней улице в машине его ждал Эйтингон. В то время, когда Меркадер зашел в кабинет Троцкого, где за столом сидел двойник, настоящий Троцкий с Эйтингоном двигались к границе США.
В те годы въехать в США из Мексики было проще простого, никаких документов не требовалось. Но Эйтингон сказал, что для конспирации Троцкому надо сменить имя, и спросил, какое он выберет. На что тот ответил, мол, «моя прошлая жизнь, словно камень под ударом молота, рассыпалась в песок (по-английски sand), поэтому пусть новая фамилия и звучит как Песков - по-английски Сандерс (Sanders).
Сначала Эйтингон привез его в Нью-Йорк и поселил в доме американской коммунистки, которая изначально не имела понятия, кого приютила. Троцкий прожил у нее 4 месяца, но потом решил, что Нью-Йорк не лучшее место для укрытия. К тому времени молодая хозяйка была от него беременна. Хотя Льву было уже за 60, он был еще полон сил и любвеобилен.
В начале 1941 года Сандерс-Троцкий перебрался в штат Кентукки и поселился в Луисвилле. В память о своем боевом прошлом времен Гражданской войны он даже решил взять себе воинское звание. Остановился на «полковнике» и с тех пор представлялся всем как «полковник Сандерс», не уточняя, где и когда служил.
Он решил, что с прошлым надо навсегда покончить - никаких статей и книг, полная конспирация, иначе Сталин узнает правду и до него обязательно доберется. Денег у него не было, и, чтобы заработать на жизнь, Сандерс устроился в ресторан мыть посуду. И вскоре стал там поваром. Вспомнив, как много лет назад его мать чудно готовила по собственному уникальному рецепту жареных кур, Лев решил опробовать его в ресторане. Это блюдо стало чрезвычайно популярным. Народ шел в ресторан валом. Через год Сандерс смог открыть собственный ресторанчик, который назвал «Жареный цыпленок из Кентукки» (Kentucky Fried Chicken, или KFC).
«Боевые» куры Сандерса
Дело успешно раскручивалось, и еще через год он стал владельцем нескольких таких же заведений в Луисвилле и других городах. Организация и руководство были его страстью, а ресторанный бизнес дал ему возможность снова проявить лидерские качества. Он всегда был успешным руководителем - и в революции, и в войне, и в бизнесе. Компания KFC разрослась по всей Америке, и Лев стал действительно богатым человеком. Для рекламы фирмы он решил использовать собственное лицо, резонно полагая, что никому в голову не придет, что Троцкий и ресторатор Сандерс - один и тот же человек. Тем более что все были уверены, что Троцкий мертв.
Все сотрудники его заведений носили одинаковую униформу, с ними регулярно проводились «политбеседы», на стену почета вывешивалось фото лучшего работника месяца, которому вручалась грамота. На кухнях висели плакаты в духе соцарта. Так проявлялась ностальгия хозяина по советскому прошлому. Фирменным цветом ресторанов, разумеется, стал красный. Для себя и близких аббревиатуру своей империи KFC он расшифровывал как К for Communist («"К" значит "коммунист"»). Для остальных это была просто сеть закусочных «Жареный цыпленок из Кентукки», которой управлял чудаковатый полковник Сандерс.
Тем временем у приютившей его некогда в Нью-Йорке коммунистки подрастал сын. Жениться Сандерс не захотел, но сына признал и дал ему свою фамилию. Он часто звонил им, а когда разбогател, посылал деньги. Троцкий оплатил образование сына и помог ему встать на ноги. Вначале пытался приобщить его к своему бизнесу, но (вероятно, сказались отцовские гены) тот интересовался только политикой. Тогда Сандерс стал давать сыну для чтения свои старые статьи и книги. Порой они беседовали о рабочем классе, буржуазии и теории перманентной революции. С годами Сандерс-младший с головой ушел в политику и со временем стал сенатором от штата Кентукки.
Жизнь шла своим чередом, но в конце 1967 года на пороге дома Сандерса появился молодой человек, который по-русски представился как второй секретарь советского посольства в Вашингтоне. Он сказал, что в Кремле знают правду о судьбе Троцкого. Руководители СССР осуждают попытки Сталина его убить. В Москве высоко ценят огромный вклад Троцкого в революцию и Гражданскую войну. Дипломат от имени правительства пригласил полковника Сандерса приехать в Москву на празднование. Несмотря на возраст (Троцкому уже исполнилось 88 лет) и неважное самочувствие, он принял приглашение.
В феврале 1968 года вместе с 26-летним сыном Лев Троцкий прибыл в Москву, которую покинул несколько десятилетий назад. Встречали его без публичного шума, но с большими почестями. Троцкий-Сандерс посетил Мавзолей, совершил экскурсию по Москве. Потом на Красной площади был военный парад, после которого Брежнев вручил Льву Давидовичу орден Ленина.
Остаться навсегда в Советском Союзе Лев Давидович не захотел. Вернувшись в США, он прожил еще 6 лет и тихо скончался, дожив до 94. А его детище KFC и по сей день процветает на всех континентах планеты.
Константин РИШЕС