Наполеон начинает и выигрывает

А что было бы если?
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
zagadki-istorii
Администратор
Сообщения: 454
Возраст: 44
Зарегистрирован: 16 окт 2015, 17:43
Пол: Мужской
Контактная информация:

Наполеон начинает и выигрывает

#1 Сообщение zagadki-istorii » 20 дек 2019, 19:47

Если бы в 1812 году Кутузова подвело стратегическое чутье, русские солдаты не проявили стойкости, крестьяне вместо партизанских отрядов отправились в кабаки, а зима выдалась теплее, чем на Мальдивах... Как сложилась бы дальнейшая судьба России, история Европы и всего мира?

Политика в стиле «разделяй и властвуй» всегда была визитной карточкой Англии. Рецепт прост: вы выбираете две мешающие вам державы, прилагаете максимум усилий, чтобы стравить их, и ждете. При любом раскладе вы остаетесь в выигрыше. Хотя в случае с войной 1812 года, при примерном технологическом равенстве воюющих, ставка все же делалась на выигрыш России.

Сговорчивый малый


На начало XIX века крупнейшим конкурентом Англии и в Европе, и в колониях оставалась Франция, руководимая Наполеоном Бонапартом. К тому времени страна сумела восстановиться после революции, держала сильный флот и представляла собой реальную угрозу. В качестве страны-разрушителя должна была выступить Россия.

Правда, английские планы едва не накрылись медным тазом. Вместо того чтоб вцепиться друг другу в глотки, Наполеон и Павел I не только сумели договориться, но и начали планировать совместный поход на основной источник английских богатств - Индию. Медлить было нельзя, и Павлу устроили маленький государственный переворот. Занявший место отца Александр I решил быть паинькой. Очень быстро рассорившись с Бонапартом, он начал действовать в рамках английского плана, шаг за шагом приближая Россию к проанглийской войне, сулившей русским исключительно потери.

Победитель получает все


А если бы Наполеон победил, в какой стране тогда бы ели лягушек
Столкновение становилось неизбежностью, а вот вопрос с победителем оставался открытым. Военная фортуна изменчива и своевольна. Если представить многоплановость и вариативность бытия, то перед нами встает множество «если». Что, если бы Кутузов, пойдя на поводу у Беннигсена, Ермолова и Дохтурова, попытался без всяких шансов отстоять Москву и напрасно погубил армию? Что, если бы профранцузские настроения среди элиты обернулись предательством? Что, если бы император Наполеон особо ярко блеснул военными талантами? Тогда крах русской армии был бы неизбежен. Однозначно пала бы Москва, а следом и Петербург. Александру I пришлось бы подписать позорную капитуляцию и отречься от престола.

Конечно, Бонапарт с самого начала не рассматривал вариант уничтожения России. На войну, исполняя желания англичан, напросился сам русский император, но военное поражение, да еще такое глобальное, автоматически ставило Москву в позицию крайней зависимости от Парижа. Вместо отрекшегося Александра на трон был бы посажен кто-то из Романовых, лояльно относящихся к французам (скамейка запасных была достаточно длинной).

Превратив Россию в свой протекторат, Наполеон, без сомнений, использовал бы ее в качестве военного союзника. Для начала Бонапарт попытался бы ужесточить блокаду Англии. Принимая в расчет участие в антибританских мероприятиях русского флота, отчизне Нельсона пришлось бы несладко, а проблемы Англии обернулись бы развалом антифранцузской коалиции.

Следующим шагом Наполеона, с высокой степенью вероятности, мог стать задуманный еще при Павле I поход на Индию. Попавшая в положение протектората Россия не просто участвовала бы в военной кампании, но и приняла на себя все издержки предприятия, не получив никаких выгод. Русские солдаты своими трупами вымостили бы дорогу Франции к залежам индийских ресурсов.

Возможно, что в качестве утешительного приза Россия получила бы помощь во взятии под контроль территорий Средней Азии раньше срока, чем это произошло в реальной истории.

Новая карта Нового Света


В случае гипотетического проигрыша России в войне 1812 года глобальные изменения политической карты могли бы коснуться не только Старого, но и Нового Света.

Во второй половине XVIII века, в результате проигранной Семилетней войны, французы были вынуждены отказаться от всех своих канадских притязаний в пользу Британии. Нет никаких сомнений в том, что Наполеон не преминул бы воспользоваться затруднительным положением англичан, чтобы вернуть американскую колонию под свой протекторат, опять-таки прибегнув к помощи России. Тем более, что русская Аляска непосредственно примыкала к канадским землям. В качестве повода для новой войны можно было использовать выступления недовольных английской властью франкоязычных канадцев, восстания которых действительно происходили в 1830-х годах.

Вторым объектом пристального интереса Наполеона в Северной Америке должна была стать обширная территория тогдашней Луизианы - французской колонии, протянувшейся от Мексиканского залива на юге до Великих озер на севере. В 1762 году Франция передала права на Луизиану Мадриду. Однако уже в 1800 году Испании пришлось пойти на тайное соглашение, по которому огромные территории, включавшие в себя бассейн Миссисипи, снова отходили Франции. В 1803 году под угрозой того, что Соединенные Штаты предложат коалицию англичанам, Наполеон был вынужден продать Луизиану американцам за 15 миллионов долларов. США одним махом получили два миллиона гектаров земель, увеличив свою тогдашнюю площадь более, чем вдвое.

Не имея за плечами английской угрозы, Бонапарт вполне мог попытаться аннулировать сделку, поскольку та лежала вне правового поля обоих государств, а у Штатов теперь не было туза в рукаве.

Мы можем только гадать, сколько прожил бы император, не попади он на остров Святой Елены, как сложилась бы его личная жизнь и кому он передал бы трон. Его единственный родной сын умер в 21 год, но вполне возможно, что после покорения России Бонапарт попытался бы породниться с домом Романовых, женившись на ком-то из великих княжон и соединив этим две императорские ветви. Хотя этот вариант развития событий слишком зависим от случайных факторов.

От моря до моря


Отнюдь не все монархи прошлого далеко перешагивали 60-летний рубеж. Наполеон, скорее всего, оставил бы сей мир не позднее 1840 года, но если предполагать талант и решительность его наследников, то к концу

XIX века Франция контролировала бы большую часть Северной Америки и Индию. Хиреющая Англия постепенно теряла бы положение,на морях и колонии в Африке. От всей империи оставались бы Австралия, Новая Зеландия и часть островов Океании, связь с которыми была бы осложнена флотами враждебных держав.

Целый континент оказался бы под управлением потомков Бонапарта. Новая конфедерация могла бы стать даже не аналогом Евросоюза, созданного на 150 лет раньше положенного срока, а союзом Евроазиатским, включавшим в себя почти всю континентальную Европу и большую часть Азии.

С этой точки зрения любопытна судьба попавшей под французский протекторат России. Наполеон и его потомки, скорее всего, не стали бы пытаться тотально контролировать столь крупный регион. Зато они, допуская к власти исключительно лояльные им фигуры, приложили бы все усилия, чтоб русское государство двигалось в русле французских интересов. И в первую очередь было бы отменено крепостное право. Возможно, они осуществили бы давний план Запада и сумели бы разделить Россию на несколько частей: Новороссию, Центро-россию, Уральскую и Сибирскую Россию. Русская Аляска попала бы под самый жесткий контроль, или ее постарались бы купить, чтоб позже присоединить к французской Канаде.

Кто-то из экспертов полагает возможным передачу России контроля над Черноморскими проливами, хотя это выглядит весьма маловероятным. Расправившись с глобальным противником в лице Англии, Франция вряд ли пожелала бы открывать дорогу новому конкуренту.

Французское влияние на русские регионы, формально суверенные, но на деле имеющие глубокие культурные и экономические связи, не могло со временем не ослабнуть. В 1871 году в Париже произошла первая попытка пролетариата совершить революцию. Годом позже увидело свет первое издание «Капитала» Карла Маркса, переведенное на русский язык. А годом раньше в городе Симбирске в семье инспектора народных училищ родился маленький Володя Ульянов, человек, которому будет суждено не только объединить все русские регионы, но и заложить основы совершенно нового социального проекта.

Виктор ШТЕРН





Вернуться в «Альтернативная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость