Когда в Таджикистане установилась советская власть, в их кишлаке появилась первая школа. Тешабой и Абдували были в ней первыми учениками. После школы они пошли на учительские курсы в райцентре Риштан. По окончании курсов Абдували направили в школу Кара-Тукай, а Тешабоя - в кишлак Хушияр.
Когда Тешабою было 20 лет, умер его отец, а перед смертью сказал:
- Абдували твой друг, помогай ему всегда.
Тешабой и Абдували вместе похоронили отца.
В 1939 году друзья пошли на службу в ряды РККА. Великую Отечественную войну они встретили под Выборгом. Там же были зачислены в 638-й стрелковый полк 115-й стрелковой дивизии. Провожая сына на войну, мать Тешабоя сказала в напутствие:
- Помни, сын, защищая Россию, ты защищаешь меня!
В начале сентября 1941 года немцы прекратили наступление на Ленинград и перешли в оборону. Ставка решила использовать благоприятный момент и попытаться деблокировать Ленинград ударами с востока силами 54-й армии и с запада силами Невской оперативной группы. Необходимо было форсировать Неву в районе Невской Дубровки и прорвать оборону противника в направлении города Мга, таким образом устранив угрозу удушения Ленинграда.
На левом берегу немцы заняли оборону. Когда-то здесь находился поселок Московская Дубровка, теперь вдоль всего берега были вырыты траншеи с пулеметными ячейками.
115-я стрелковая дивизия, в которой служили Тешабой и Абдували, стояла на правом берегу Невы в районе Невской Дубровки.
Опьяненные победами, немцы разгуливали по берегу Невы, распевая песни. Это не оставляло наших бойцов равнодушными, всем хотелось их наказать. Командование Невской оперативной группы разрешило вести огонь по врагу только из винтовок. К работе подключились снайперы, среди которых был Тешабой.
Как-то на противоположном берегу появились три немца. Метким выстрелом Тешабой уложил одного, двое других убежали. Спустя какое-то время к окопам противника подъехала полевая кухня - Тешабой уложил повара прямо у котла. Разозленные фашисты, выкатив полевую пушку, начали стрелять прямой наводкой по позиции снайпера. Но после первого же выстрела Адилов снял вражеского наводчика.
Утром 21 сентября группа бойцов из 400 человек устремилась на очередной штурм пятачка. Немцы открыли шквальный огонь. Вода в Неве закипела от взрывов. Лодки трещали, разлетались в щепки, бойцы и командиры, посеченные пулями и осколками, падали в реку, другие продолжали прорываться к левому берегу. Лодка, в которой сидели Тешабой и Абдували, была прострелена и стала крениться. Вместе с другими красноармейцами друзья выпрыгнули за борт и, подняв над головой оружие, подплыли к берегу. На берегу собралось около 15 человек, командир поднял всех на штурм, но тут же был убит. Не растерявшись, Тешабой взял командование на себя.
- Вот по этому арыку ползем! - скомандовал Адилов.
Бойцы проползли по канаве и оказались в тылу первой линии немецких траншей. 15 бойцов захватили вражескую траншею и оружие, а потом, растянувшись на 400 метров фронта, отбивали контратаки второй линии немецких траншей.
В этой схватке в строю остались только Тешабой и украинец Андрей Марченко, остальные были ранены или убиты. Погиб и друг Тешабоя Абдували.
На левом берегу Невы настала тишина. Спустя несколько часов немцы начали контратаку, и Тешабой организовал оборону так, что они с Андреем, перебегая от одного орудия к другому, создавали иллюзию, что врагу сопротивляются не два человека, а целая рота. Раненые подтаскивали боеприпасы и набивали ленты патронами. Сопротивление двух бойцов остановило немцев, а вскоре на подмогу нашим подоспел отряд морской пехоты. Удержанный силами Тешабоя и Андрея Марченко, при поддержке морской пехоты, пятачок остался за нами, а с ним и надежда на прорыв блокады. После этого боя Тешабой провел еще 48 суток на пятачке, 48 суток непрерывных боев, 33 раза ходил в атаку. Дважды был ранен, но отказывался покидать товарищей.
Но однажды терпение фашистов лопнуло. Снайперам было приказано уничтожить Красного дьявола, как прозвали немцы Тешабоя. Трое суток на морозе держали они его под перекрестным огнем. Трое суток не спал Тешабой, отморозил руку. Ел только ночью, ибо днем, стоило чуть пошевелиться, тут же в его сторону летела вражеская пуля. Ответить огнем Адилов не мог, сил уже не было. Стала кружиться голова, начались галлюцинации. И тут Тешабой почувствовал, что часы его сочтены. Если лежать здесь без движения, смерти не миновать, и он решил выбираться. Когда стемнело, он мелкими перебежками под обстрелом немецких снайперов добежал до своих позиций.
Товарищи отогрели ему руки и ноги. А Тешабой поклялся отомстить немцам. Придя в себя, он за два дня уничтожил четверых снайперов. С последним, самым опытным, пришлось повозиться, но и того не миновала участь первых четырех.
Кончилась самая тяжелая зима в истории Ленинградской блокады. Тешабой продолжал вести счет своим победам. Возвращаясь с охоты, он взял за правило записывать на кусочке бересты успешные выстрелы. Тех фашистов, в смерти которых он был не уверен, Тешабой считал браком в работе. После каждого попадания наш снайпер писал записку, делал рогатку, заворачивал в записку камушек и выстреливал во вражеские позиции.
«Тот, который сегодня умер, хороший ли Ганс был? - писал Тешабой. - Не зря ли погиб он? Мы в гости его на нашу землю не звали. Он шел сюда, чтобы быть выше советских людей? И хотел получить вкусную еду и хорошие вещи?..»
Шел июль 1942 года. Тешабой с двумя своими учениками Николаем Хоровым и Василием Тимофеевым оборудовали позиции за 100 метров до вражеских заграждений. Наши начали артподготовку, пехота пошла в атаку. Гитлеровцы открыли пулеметный огонь, выдав свои огневые позиции. Тут наши снайперы и начали бить по ним, заставив их замолчать на 200 метров по фронту. Нёмцы начали минометный огонь, и атака нашей пехоты захлебнулась, бойцы были вынуждены отступить. Наши снайперы не покинули позиций, прикрывая своим огнем отход пехоты. Случайно пошевелив винтовку, Тимофеев выдал себя, и тотчас фашисты накрыли позиции снайперов огнем артиллерии.
Прямое попадание было неизбежно, и Тешабой решил перехитрить врага. Он приказал Хорову и Тимофееву после следующего близкого разрыва выброситься из ниши и лежать, словно убитые. Так и сделали. Тешабой вскинулся на виду у фашистов, бросил ружье, взмахнул руками и упал навзничь возле окопа. Два других снайпера все повторили за ним. Огонь прекратился. Но для верности автоматчики решили пройтись по снайперам очередью. Тут заработала наша артиллерия. Пушки ударили по вражеским позициям беглым огнем, и пехота опять пошла в атаку. Покинув свои позиции, снайперы присоединились к пехоте. Встретившиеся им бойцы спросили:
- Не видели, где Адилов и его снайперы лежат убитые? Командир приказал тела вынести!
Тешабой усмехнулся, вынул из нагрудного кармана удостоверение личности. И ответил:
- Я буду жив! Я всегда перехитрю смерть!
В боях за Ленинград русскими людьми было совершено великое количество подвигов, и каждый из них заслуживает отдельного внимания, и, к сожалению, есть еще много неизвестных героев. Мы рассказали только о наиболее известных подвигах Тешабоя Адилова, а на его счету их было множество.
26 апреля 1942 года старший сержант 55-й армии Ленинградского фронта Адилов за уничтожение 100 солдат и офицеров противника, среди которых были и матерые немецкие снайперы, был представлен командованием части к званию Героя Советского Союза. Эту награду он не получил, вместо этого по приказу от 5 июня 1942 года был награжден орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда».
На Дудергофских высотах, будучи тяжело раненым, по горло в воде он спасал своего комбата. Оказался в госпитале. После госпиталя лейтенант Адилов был назначен заместителем начальника школы снайперов 55-й армии. В 1943-м был опять тяжело ранен, но продолжил свой боевой путь, участвуя в прорыве блокады Ленинграда, освобождении Гатчины, Толмачева, Луги, Пскова, Тарту, Риги.
Войну Тешабой закончил в Курляндии. К тому моменту на его снайперском счету было 114 уничтоженных фашистов.
Однажды корреспондент спросил его о планах после войны.
- Как начнут - опять пойду туда, здесь не удержат. Который вещь украл - всегда таскать будет! Который курит - врач не отучит... Учить народ и быть с ним хочу! - ответил таджикский учитель Адилов, не слишком хорошо говоривший по-русски...
Евгений ИСАКОВИЧ