В 1928 году Томаса Эдисона наградили высшей гражданской наградой страны - Золотой медалью Конгресса США. К этому времени у него уже было около десятка медалей и премий за развитие науки и техники. При этом Эдисон официально не имел не то что высшего образования - в первый класс он ходил всего три месяца!
Когда семилетнего Томаса в 1854 году отдали в начальную школу в городке Порт-Гурон в штате Мичиган, ему там сначала понравилось - каждый день он узнавал что-то новое. Но вскоре для его пытливого ума этого нового стало явно недостаточно, и мальчик принялся забрасывать учителя вопросами. Тот их зачастую игнорировал, и тогда Томас начинал вертеться, а то и расхаживать по классу. Через три месяца терпение педагога лопнуло, и он публично отчитал недисциплинированного ученика. Тот, придя домой, заявил родителям, что больше в школу ни ногой!
Отец Самуэль Эдисон махнул рукой: у него и без того проблем хватало после того, как обвалился бизнес - торговля кровельными материалами. А ведь в семье было семеро детей и Томас - младший. Ему повезло, что мама Нэнси хотя и была домохозяйкой, но имела педагогическое образование и даже несколько лет проработала в школе. Именно она первоначально дала минимум знаний младшему сыну: научила писать, считать и даже привила любовь к химии.
Да и сам Томас в свободное время любил заглядывать в Народную библиотеку Порт-Гурона. В то время как его бывшие одноклассники еще не осилили программу начальной школы, он с интересом прочел «Натуральную и экспериментальную философию» Ричарда Грина Паркера - подлинный кладезь научно-технических знаний середины XIX века.
Однако материальное положение семьи по-прежнему оставляло желать лучшего, поэтому уже в 12 лет Томас стал зарабатывать: вполне легально устроился продавцом газет и сладостей на железную дорогу. Мальчик имел и свой первый «кабинет» - угол в багажном вагоне. Там он продолжил занятия химией, устроив нечто похожее на лабораторию.
Но для опытов требуются приборы и реактивы, а с деньгами было по-прежнему туго. Как-то на одной из станций Томас случайно приобрел по бросовой цене старый печатный станок. В свои 15 лет Томас слыл хорошим механиком: он починил приобретение и стал в багажном углу издавать уже свою газету «Большой железнодорожный вестник» форматом 30х40 сантиметров. При этом свежие новости ему сообщали знакомые телеграфисты на пути следования поезда.
Следующий шаг в карьере и изобретательстве связан именно с телеграфом. Досконально изучить это сложнейшее по тем временам техническое устройство помог случай. В августе 1862 года на одной из остановок в ожидании отправки поезда Томас буквально из-под колес вагона вытащил маленького сына начальника станции. На вопрос, чем отблагодарить спасителя, Эдисон попросил дать ему возможность стать телеграфистом.
Уже через год 16-летний Томас был допущен к самостоятельной работе. В течение пяти лет он не только досконально изучил телеграф, но и продвинулся в изучении электротехники. Поворотным стал 1868 год, когда Эдисон приобрел книгу Майкла Фарадея «Экспериментальные исследования электричества». Молодой человек сделал окончательный выбор: он будет изобретателем.
Первый патент на регистратор голосов на баллотировках (это прародитель современных электронных приборов для голосования) Эдисон получил в 22 года. Правда, после демонстрации в парламенте к применению его не одобрили - победило мнение сторонников классического «бумажного» подсчета. Изобретатель не пал духом, но дал себе зарок: заниматься только теми проектами, которые смогут приносить реальную прибыль.
Она не замедлила упасть на банковский счет изобретателя: фирма «Голд энд Стокк телеграф компани» за 40 тысяч долларов купила разработанный им биржевой тикер - устройство для передачи по телеграфу сообщений о курсе золота и акций на бирже. Для того чтобы представить значимость суммы, достаточно сказать - это его зарплата за 11 лет!
Тут нельзя не обратить внимание на еще один принцип изобретателя: почти всю прибыль от коммерчески успешных (а порой и сверхуспешных) проектов Эдисон вкладывал в предприятия по производству тех или иных устройств и, конечно же, новые разработки. Вот и в 1870 году на полученные деньги он основал мастерскую по выпуску этих самых биржевых тикеров. Прибыль тоже шла на новые изобретения. В частности, в 1873 году он создал двустороннюю (диплексную) систему передачи данных по телеграфу, что стало настоящим прорывом в этом виде связи.
Одно время под его началом трудился Никола Тесла, который в 1884 году был принят в отдел электродвигателей и генераторов постоянного тока. Однако проработал всего год: блестяще выполнив один из сложных технических проектов, он пришел к Эдисону за обещанными 50 тысячами долларов вознаграждения. Но тот ответил, что это всего лишь шутка. Тесла смеяться не стал и тут же уволился, а уже спустя два года основал по соседству собственную конкурирующую компанию - Tesla Electric Light Company. Словом, два гения не ужились под одной крышей, хотя уже тогда 28-летний Тесла отдавал должное изобретательскому чутью и деловой хватке Эдисона - у него было что перенять.
Впрочем, угнаться за его завидной работоспособностью было невозможно - он в буквальном смысле пахал за двоих. Впоследствии Эдисон сам признавался, что вплоть до 50 лет его рабочий день в среднем составлял 19,5 часа. Иными словами, на сон оставалось 4-5 часов, и это на протяжении десятилетий! Но это не единственный рекорд подобного рода. Когда Томас в 1879 году усовершенствовал угольную нить в лампе накаливания, то не выходил из лаборатории почти 45 часов. Позднее в 1911 году, работая над изобретением щелочного аккумулятора, 63-летний Эдисон поставил 59 тысяч (!) опытов. Крылатыми стали его слова: «Гений - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять - потение».
Даже дома Эдисон что-то изобретал. Так, его гости нередко замечали, что двери особняка тяжело открываются: «Знаменитый Эдисон мог бы придумать устройство, чтобы облегчить этот процесс!» Хозяин лишь усмехался: каждый входящий с помощью присоединенного к двери насоса закачивал в домашний водопровод 20 литров воды...
Какие наиболее значимые вещи оставил нам великий изобретатель? Перечислять их можно долго. Так, в 1877 году он придумал угольный микрофон, который был запущен в производство и качественно улучшил телефонную связь.
Тогда же именно Томас Эдисон впервые изобрел прибор для записи звука - фонограф. Причем принцип действия изначально мало чем отличался от ставших впоследствии привычными граммофонных пластинок: звук «нарезался» на носитель - тогда использовался воск, а потом воспроизводился специальной иглой. К слову, первой записью в истории человечества стало исполненное самим Эдисоном начало детской песенки «У Мэри был барашек» (к тому времени в семье подрастали четырехлетняя дочь Марион и годовалый сын Томас). Кстати, в 1908 году в знак уважения изобретатель отправил фонограф Льву Толстому в Ясную Поляну.
С 1878 года Эдисон трудился над усовершенствованием дуговых ламп накаливания. Цель он определил так: «Мы сделаем электричество настолько дешевым, что только богатые будут жечь свечи». Тут тоже не обошлось без предпринимательства: на паях с несколькими инвесторами в Нью-Йорке была основана компания Edison Electric Light, которая всего пять лет спустя завоевала в США 75% рынка ламп накаливания. Причем сделать это удалось благодаря нестандартному маркетинговому ходу: Эдисон с партнерами продавали лампы за 40 центов при их себестоимости в 110. Одновременно компания в течение четырех лет увеличивала их выпуск, снижая себестоимость. Достигнув планки в 22 цента, Edison Electric Light за год возместила ранее понесенные убытки и стала получать огромную прибыль. Она тут же пошла в дело: была создана компания Edison General Electric, выпускавшая электрогенераторы, кабели и осветительные приборы.
В 1888-1889 годах в лаборатории Эдисона были созданы кинетограф и кинетоскоп - первые технологии кинематографа, позднее усовершенствованные братьями Люмьер.
В 1923 году ведущая газета США «Нью-Йорк тайме» писала: «Существует человеческий мозг, который представляет огромную ценность: в деловом и промышленном мире его оценивают в 15 миллиардов долларов. Миллиардов, а не миллионов!.. Этот мозг принадлежит Томасу Эдисону».
Характерно, что великий изобретатель не «успокаивался» до глубокой старости. Когда ему было за восемьдесят, он взялся за решение проблемы искусственного каучука, для начала глубоко исследовав получаемый из растительного сырья. Увы, завершить этот проект Эдисон не успел.
Петр НИКОЛАЕВ