Мы знаем, что в ноябре 1812 года французский император бросил остатки своей армии на восточном берегу реки Березины и налегке бежал на Запад. В официальном издании «Вестник ставки императора» тогда же было напечатано, что Наполеон «путешествует по Европе инкогнито».
Прорвавшихся с боем через русские авангарды измождённых гвардейцев Великой армии известие о том, что их главнокомандующий стал «простым туристом», обозлило. Французы, узнавшие, что их кумир бросил солдат и прибыл в Париж, были потрясены. Ведь на императорском монетном дворе уже были приготовлены ящики, наполненные свежеотчеканенными бронзовыми медалями «За взятие Москвы». Изготовить эти награды Наполеон приказал, когда его армия вошла в столицу России. Вот только привезти их в «страну варваров» и торжественно наградить солдат доблестной армии не успели.
Кстати, война с Александром I не была закончена, и Наполеон должен был обосновать необходимость её продолжения.
Бонапарт вернулся в Париж 18 декабря 1812 года, а через два дня произнёс речь. Едва ли кто-то в России знал о ней тогда и вряд ли кто-либо из отечественных историков проанализировал её позже. А зря. Почему — поймёте сами. Текст речи был напечатан на русском языке только в 1888 году в журнале «Русская старина». Так что же сказал французским сенаторам их император?
Вот эта речь. «Война, которую я веду с Россией, — есть война политическая. Я воевал без злобы. Я желал избавить Россию от зол, которые она сама на себя навлекла. Я мог бы вооружить против неё наибольшую часть её народа, провозгласив свободу рабов. Множество деревень просило меня об этом. Но когда я узнал, в какой грубости пребывает этот многочисленный класс русского народа, я отказался от этой меры, которая столь многие семейства обрекала на смерть и самые жестокие мучения. Моя армия понесла потери, но это от преждевременно наступившей суровой зимы».
Вот и всё. Речь Наполеона, адресованная сенаторам, была краткой. И не внесла никакой ясности. Вряд ли парижские политики хотя бы отдалённо представляли себе ту «меру грубости», в коей пребывает самый «многочисленный класс русского народа». Да и что это за класс и какое до него дело французам?
И что за семейства в России спас «от жестоких мучений» император? Почему французская армия должна была нести гигантские потери и покрыть себя позором ради избавления чужой страны от каких-то её «зол»?
Если заглянуть в глубь истории, то выяснится: начиная с 16-го века каждые 100 лет в Европе вдруг начинали беспокоиться по поводу «русской угрозы». Каждые 100 лет армии Европы ломились бороться с «русскими варварами», причём борьба эта всегда начиналась на территории самой Московии. Правда, уже вскоре те из «борцов», кого судьба миловала и кто избегал страшной участи навечно лечь в русскую землю, бежали обратно. А до родного дома их всегда провожала русская армия. До начала следующей кампании по «освобождению от русской угрозы» битые европейцы зализывали раны, а от России требовали покаяния… за победу. «Русские варвары»! Они же в силу своей дикости и мысли не допускали, что культурные европейцы должны были их победить.
Даже у тех, кто серьёзно изучал историю Отечественной войны 1812 года, оставался не до конца проясненным вопрос: ради чего Наполеон вторгся в Россию? Территориально-демографические причины исключены. «Жизненные пространства на востоке» французов в начале 19-го века не интересовали. Маниакальной идеи у Бонапарта стереть с лица земли Русское государство и уничтожить русских поголовно не просматривалось…
Но давайте-ка внимательно перечитаем его речь, произнесённую в сенате. Из неё многое становится понятным, если перевести её не только на русский язык, но и на язык здравого смысла. «Война политическая» — это война не просто с Россией, но прежде всего с союзником Англии на континенте. Александр I открыл порты для британских купцов, после чего французская экономическая блокада в отношении Англии становилась невозможной. «Избавление России от зол» — это избавление её от торговли с Англией, которую Александр I восстановил, едва взойдя на престол. Наполеон мог бы победить Российскую империю, превратив Отечественную войну в гражданскую — отменив крепостное право по факту и вооружив как своих союзников крестьянство. А поскольку все солдаты русской армии — бывшие крестьяне, разумно было начать агитацию в армии против офицерства и дворянства. Наполеон в войне 1812 года сознательно отказался от такого хода, оставшись верным аристократии, даже аристократии чужестранной. И это несмотря на то, что он рисковал проиграть кампанию и в перспективе — потерять Францию. Владельцы барских имений были для него своими, несмотря на войну с их императором.
Но вот что самое обидное: именно после этой речи во всей Европе сложилось убеждение, что Россию спасает от разгрома только климат. Мороз и снег. Поскольку якобы только это не дало победить их гениальному императору.
Непривычный взгляд на Отечественную войну 1812 года, не правда ли? Оказывается, русские солдаты не столько свою страну защищали, сколько интересы английских торговых компаний. В пользу этого вывода говорит тот факт, что в декабре 1812 года в британском парламенте приняли решение: из бюджета страны оказать «гуманитарную помощь» тем губерниям в России, что наиболее пострадали от войск Наполеона. Неслыханная щедрость от скупых англосаксов. Или это выплата процентов от тех прибылей, которые получили британские предприниматели от торговли с Россией, и от русской крови, что потоками лилась у Смоленска, Бородина, Малоярославца?
Александр СМИРНОВ