В начале XVI века французский судовладелец Жан Анго, состоявший в дружеских отношениях с королем Франциском I, располагал огромной флотилией, насчитывающей около 70 кораблей. Он был одним из немногих, кому удалось наладить торговые отношения между Африкой и Индией.
Успешному плаванию его флота в Атлантике препятствовали испанцы, вызывающие у Анго ненависть и стремление подорвать их господство на море. По согласованию с королем в 1521 году Анго сформировал из нескольких кораблей военную эскадру, одним из офицеров которой стал уроженец Нормандии Жан Флёри, получивший прозвище Флорин за необыкновенную храбрость в Итальянских войнах с Испанией.
Корсарский дебют Флёри оказался блестящим. После первых захваченных призов Анго назначил его капитаном 300-тонного фрегата «Дьепп», а вскоре поручил ему управлять флотилией и самостоятельно атаковать испанские корабли.
Весной 1523 года Флёри направил флагман «Дьепп» вместе с остальными семью кораблями своей эскадры к Азорским островам, вблизи которых встретил испанскую флотилию из нескольких тяжело нагруженных галеонов под охраной трех военных фрегатов. Все свидетельствовало о необычной ценности перевозимого груза.
Несмотря на то что по огневой мощи противник значительно превышал французскую эскадру, Флёри решил атаковать караван и близ острова Санта-Мария напал на испанские корабли.
Конкистадоры Алонсо де Авила и Антонио де Киньонес, отправленные Эрнаном Кортесом из Мексики для охраны сокровищ ацтеков, отчаянно сопротивлялись. Флёри удалось захватить только два судна, а остальные корабли укрылись на Санта-Марии в ожидании помощи из Испании.
На выручку конкистадорам отправи лись три военных корабля под командованием Доминго Алонсо. Объединившись, испанцы двинулись к родным берегам, и Флёри ничего не оставалось, кроме как изводить противника мелкими выпадами. Но не таков был храбрый француз, чтобы отказаться от своей цели. Пользуясь преимуществом в быстроходности своих судов, он решил преградить каравану возвращение в порт Кадис.
Решающее сражение произошло у мыса Сан-Висенти у юго-западного побережья Португалии, когда ничего не подозревающая испанская эскадра почувствовала близость родной земли. Флотилия Флёри, воспользовавшись юго-западным пассатом с берегов Африки, двинулась наперерез «золотому» каравану.
В противовес строгой дисциплине и сухому закону, царившему на испанских военных судах, Флёри подогрел свой экипаж ромом, а в пушки велел заряжать ядра, попарно соединенные цепями, для разрыва такелажа на кораблях противника. Этому корсар научился на службе во французской армии во время Итальянских войн. Также он велел вкладывать в аркебузы по несколько пуль сразу.
Во время жестокого и кровопролитного сражения Киньонес погиб, а Авила был захвачен в плен. Французам достались золотые и серебряные сосуды, множество колец и ожерелий, украшения жрецов, слитки драгоценных металлов, тысячи золотых пластин и 150 килограммов жемчуга. На флагманский корабль были перегружены 62 тысячи золотых дукатов, карты испанских лоцманов и отчет Кортеса о завоевании Мексики.
Находившийся на испанском корабле соратник Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, в своей «Подлинной истории завоевания Новой Испании» писал, что среди захваченных французами вещей, предназначавшихся королю Испании, были «не только золотые слитки на 58 ООО золотых кастельяно, но и личные сокровища Монтесумы, среди которых жемчужины величиной с орех и большое количество драгоценных камней».
Когда Жан Анго увидел сокровища, которые удалось добыть Флёри, и познакомился с тайной информацией, вырванной под пытками у людей Кортеса, то понял, какое богатство таят еще не исследованные территории Америки. До сих пор еще ни один из испанских галеонов не становился добычей пиратов. Судовладелец убедился, что пиратствовать в водах Атлантики куда более доходное дело, нежели торговать с Индией.
Часть награбленных сокровищ Анго преподнес королю Франциску I. Тот же Диас дель Кастильо свидетельствует: «Всю свою добычу Жан Флёри благополучно доставил во Францию и так богато одарил своего короля, что весь мир дивился и завидовал богатству нашего великого императора. Франциск I сказал, что с такими средствами легко вести разные войны, и признал правильность любого французского приза. Король вновь отправил Жана Флёри с армадой в море...»
В тот же год все корабли флотилии Анго из торговых превратились в пиратские. Безраздельное господство испанцев в Атлантике закончилось. Они вынуждены были тратить дополнительные средства, увеличивая число кораблей конвоя, и оснащать их мощным вооружением. Но пиратов уже ничто не могло остановить.
[img_podpis_left]http://zagadki-istorii-talk.ru/images/kazn_pirata.jpg,300,Казнь пирата. Средневековая гравюра[/img_podpis_left]Понимая, что нападать на испанские корабли вблизи их родных берегов небезопасно, Флёри решил пересечь Атлантику и там осуществлять свои пиратские рейды. Его намерение было с одобрением встречено судовладельцем Анго, который хотел получить представление о торговых перспективах американских земель и о том, каковы на самом деле прибыли испанцев.
Став первым флибустьером Карибского моря, Жан Флёри не потерпел ни одного поражения, захватил более 30 призов и выходил из каждого морского сражения с богатой добычей. Но, как и большинству пиратов, ему не суждена была долгая карьера корсара.
Вскоре Флёри преисполнился такой уверенности, что стал охотиться в одиночку, без сопровождения своей эскадры. Это не укрылось от внимания испанцев. Они замыслили устроить Флёри ловушку. В 1527 году командующий Бискайским флотом Мартин Перес де Ирисара решил поквитаться с пиратом как раз на том же самом месте у мыса Сан-Висенти, где испанцами были упущены сокровища Монтесумы.
Трюмы возвращающегося в Старый Свет французского корабля были набиты богатой добычей. Попытка уйти от преследования Флёри не удалась. Теперь он оказался в положении тех, кто защищал четыре года назад сокровища ацтеков. В этом сражении испанцы потеряли всего 37 человек, тогда как у французов было убито более 150. Раненый Флёри был взят в плен и доставлен в Севилью.
Карл V, император Священной Римской империи, не простил Жану Флёри захват драгоценностей, отправленных в Испанию Кортесом, и велел приговорить пирата к публичному повешению. Знаменитый корсар был казнен 13 октября 1527 года в Кольменар-де-Аренас близ Толедо.
На эшафоте Жан Флёри произнес:
- Мне неприятно умирать в окружении врагов, но если здесь есть мои друзья, то пусть они откажутся от мысли отомстить за меня. Я сам много мстил и скоро отвечу за это перед Господом. Надеюсь, он простит меня. Ведь я плачу за свои грехи жизнью.
После этого палач выбил подставку из-под ног приговоренного.
Трагический конец первого флибустьера стал закономерным для большинства последующих джентльменов удачи. Лишь немногим из них удавалось встретить старость в лучах славы и достатке. Пираты гибли в сражениях, тонули в волнах, умирали от голода, жажды или болезней, но большей частью заканчивали жизнь на виселице, как Жан Флёри. В рискованной игре у них была самая высокая ставка - жизнь.
Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ
Александр ПЛОШИНСКИЙ