Некоторые пираты погибли в боях, жизнь других закончилась на рее, и разбойники своими тайниками воспользоваться не смогли. Изданная в 1883 году книга Р.А. Стивенсона «Остров сокровищ» быстро стала бестселлером. Правда, приключения ее героев долго считали вымыслом писателя.
Однако американец Гордон задумался: а что, если этот остров существует? Ведь он, как две капли воды, похож на остров Пинос (Хувентуд) в 65 километрах от южного побережья Кубы, который 300 лет был главной базой пиратов. На его берега высаживались люди Генри Моргана, Черной Бороды, Джона Хокинса и другие. Остров располагался около оживленных морских путей, на нем имелась пресная вода и можно было припрятать сокровища. Пираты чертили карты (часто фальшивые) с сопроводительными записками типа: «...Там найдешь кувшин с шестью тысячами золотых монет, сундук с золотыми брусьями, шкатулку с драгоценностями, на которых выгравированы инициалы принцессы из Кастель-Бела и которые ценнее всего золота. Там же восемь рукояток от мечей, усыпанных брильянтами, одно распятие, три пары тяжелых золотых подсвечников, 23 кремневых мушкета и пистоля» - и указывали ориентиры (приметные скалы, деревья, и т.п.).
[img_podpis_left]http://zagadki-istorii-talk.ru/images/starinnyi_yakor.jpg,450,Старый якорь - конечно не драгоценности, но тоже ценная находка[/img_podpis_left]Гордон, имевший в своем распоряжении пиратские карты, в конце 1940-х годов снарядил несколько экспедиций. В небольшой бухте, окруженной густым лесом, ориентиром служило дерево-исполин. Прошло 200 лет, и на берегу выросло много гигантских деревьев, а от старого мог остаться разве что пень. Несколько дней кладоискатели, чертыхаясь, лазили по колючему кустарнику вдоль побережья бухты и нашли толстенные корни когда-то росшего здесь дерева. Проверяя дно бухты в этом месте, один из них наткнулся на бронзовую цепь. Ухватившись за нее, участники экспедиции попытались вытащить привязанный к ней груз, но сил явно не хватало. Тогда они соорудили на берегу импровизированный ворот и стали накручивать цепь на обрубок бревна. Медленно и неохотно тяжелый груз выползал из ила. И вот, когда что-то типа сундука уже было можно нащупать во взбаламученной воде, цепь лопнула! Таинственный груз снова ушел глубоко в ил, и без специальных приспособлений вытащить его было невозможно. Гордон возвращался в эту бухту, но так и не смог снова отыскать клад, и вскоре умер.
Другой американец, Стефенс, в 1950-е годы исследовал южное побережье Пиноса и обнаружил в зарослях чугунные ядра и остатки старинного бревенчатого форта, возможно, того, что защищали герои Стивенсона от шайки Джона Сильвера. Стефенс обследовал три бухты, но приметных ориентиров, о которых говорилось в пиратских грамотах, не нашел. Он вышел к мысу Пунта-дель-Эсте, где рассчитывал найти драгоценный груз испанского фрегата «Дон Карлос III».
В 1828 году фрегат вез жалованье испанским войскам в Мексике на сумму пять миллионов долларов, благополучно прибыл на Кубу, а затем пропал без вести. Несколько месяцев спустя посланный на поиски военный корабль наткнулся на следы фрегата на этом мысе и нашел моряков с «Дона Карлоса III». Среди них не было ни одного офицера, что вызвало подозрения, и после допросов выяснилось, что лоцман вступил в сговор с командой и направил корабль на подводный риф. Офицеров перебили, а деньги перевезли на берег и спрятали. Даже под пытками преступники не признались, где спрятали золото. Многих из них расстреляли прямо на мысе, а главарей увезли в тюрьму в Гавану. Они ухитрились передать жене одного из пиратов в Испанию карту участка побережья с пояснением: «...на берегу три дерева, в середине самое большое. В его корне медный гвоздь: от него под землей протянута цепь - 20 шагов на север. Четверть на запад. Маленькое озерцо. 10 шагов назад от восходящего солнца. Небольшой холм. С него видно два берега в одну линию на запад и на восток. Рядом родник. В тени холма, противоположного роднику, зарыто три бочонка с золотыми монетами». Эту карту вначале хранили в семье, а внуки продали ее искателю приключений, тот - антиквару, у которого ее и приобрел Стефенс. После долгих поисков он нашел место, где росли три дерева, и разыскал русло высохшего ручья у подножия холма, заросшего густым кустарником. Использовать металлоискатель не было никакой возможности, а на расчистку зарослей требовались недели. Неизвестно также, на какой глубине были зарыты бочонки, прибор мог их и не засечь, и пришлось бы рыть шурфы, на что также нужно время. Вынужденный отказаться от поиска клада, Стефенс покинул остров.
Изучивший не один десяток пиратских карт, американец Уиккер решил попытать счастья в пяти милях от Пиноса, у подводного рифа, где во время штормов затонуло много кораблей. Команда из четырех человек - его самого, сына Билла, механика Лавстоуна и кубинца Себастьяна - добралась на катере до острова без приключений, но погода испортилась, и сильный ветер поднял крутую волну. Себастьян вместе с Уиккером и Биллом решили предварительно осмотреть место поисков. Захватив маски и дыхательные трубки, они на надувной лодке направились к рифу, возле которого кипели буруны. Смельчаки подплыли к нему и, выждав приход «девятого вала», попытались пройти над ним. Волна перенесла лодку, но за рифом перевернула ее, и механик увидел в бинокль в кипящей белой пене вцепившихся в нее людей. Внезапно Билл скрылся под водой и, вынырнув, торжествующе поднял руку и помахал чем-то зажатым в кулаке. Вернувшись на катер, он протянул отцу кусок коралла с вросшим в него золотым браслетом, и тот понял, что не зря корпел в архивах. За рифом на дне лежали старинные сокровища!
Кладоискатели четыре дня пережидали шторм. На пятый день Уиккер провел катер узким извилистым проходом за линию рифов и встал на якорь. Первыми под воду ушли Билл и Себастьян. Через два часа они вернулись к катеру с пустыми руками, и Билл сказал:
- Па, надевайте быстрее акваланги. Вам нужно кое-что увидеть. Уиккер и Лавстоун спрыгнули в воду, кубинец поплыл впереди, показывая путь, а Билл с подводным ружьем прикрывал их. Себастьян остановился над небольшой прогалиной в коралловых зарослях. На песке стоял железный сундук с откинутой крышкой, в котором лежали золотые слитки и старинные золотые украшения. К вечеру сокровища доставили на катер. На следующий день, тщательно обследовав заросли вокруг места, где стоял сундук, нашли еще немало драгоценных браслетов, ожерелий и брошей, вросших в кораллы. Подробности экспедиции и стоимость поднятых сокровищ остались тайной. Не все, кто нашел клады, афишируют свои находки.
На островке Кайо-Авалос построил себе бунгало и долгие годы жил американец Броун, которого привела сюда «подлинная пиратская карта». Выяснилось, что большая часть ориентиров исчезла, лишь при отливе были хорошо видны две пушки. Соприкасаясь стволами и образуя подобие стрелы, они были направлены на плоский утес. На нем были высечены цифры и лицо, обращенное в сторону лагуны.
Броун долго размышлял и решил, что сокровища лежат на дне, а цифры обозначают расстояние от берега. Он стал строить дамбу, чтобы отделить лагуну от моря, а затем осушить ее, но, так и не закончив работы, умер в 1925 году. Он не обратил внимания на то, что дула пушек были залиты цементом.
Через 10 лет после смерти Броуна на острове появились какие-то кладоискатели. Дождавшись отлива, они проломили цементные пробки в стволах, набитых золотыми монетами и драгоценностями! Так, согласно хроникам, прятал свою добычу пират Лафит.
Позже кубинец Фернандо рассказал охотнику за сокровищами Стефенсу, что он подростком был на острове Кайо-Авалос и однажды нашел на берегу лагуны чугунное ядро, от которого вниз уходила цепь, и позвал рыбачивших неподалеку отца и дядю. Они докопались до залитой смолой крышки большого котла, к ручке которого и была прикреплена цепь, но начался прилив, и яма быстро заполнилась водой. Выбравшись наверх, рыбаки пытались вытянуть котел, но стены ямы обвалились, и оба по горло погрузились в жидкую песчаную кашу. Туда же сползли и цепь с ядром. Спасаясь, люди с трудом выбрались из ямы и позже хотели снова отправиться на остров, но так и не собрались. Раскопки требовали много времени, а им надо было работать, чтобы кормить свои большие семьи.
За вознаграждение Фернандо согласился показать место клада Стефенсу, и, купив в Кингстоне все необходимое для извлечения сокровищ, на исходе дня они были у острова. На его берегу сразу бросилась в глаза наполненная водой яма. Не теряя надежды, люди с утра перевезли на остров технику, длинным шестом нащупали в глубине ямы что-то твердое и стали откачивать воду, запустив два насоса на полную мощность. Через какое-то время показался деревянный щит из свежих досок с большим квадратным окном посредине. Разочарованный Стефенс понял, что его опередили, и навсегда потерял интерес к пиратским кладам.
Десятки других людей продолжают их поиск с помощью новейших технических средств, хотя найти сокровища не так-то просто. Тут уж как позволит госпожа Удача.
Валерий КУКАРЕНКО